Особенности обучения взрослых
Знали ли вы, что есть целая наука, в которой изучаются особенности обучения взрослых людей? А такая есть, андрагогика.В отличие от педагогики, основное направление которой - воспитание и образование детей, андрагогика* позволяет разрабатывать курсы обучения специально для взрослых людей.
Я применяю знания из этой области для того, чтобы составлять подходящие и максимально продуктивные бизнес-тренинги для персонала (в основном для руководителей). Но принципы, о которых я вам сейчас расскажу применяются одинаково при введении человека в любую должность.
ОТЛИЧИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ
- Дети обычно ждут, что им скажут ЧТО учить, они любят (ну или должны любить) сам процесс обучения. Взрослые сами РЕШАЮТ, что хотят обучаться, когда у них есть проблемы. Если ребенка можно заставлять или мотивировать, то сотрудникам можно только “продавать” идею обучаться, иначе, лучше не обучать совсем.
- Дети учатся МНОГО и часто. Их разум “натренирован” обрабатывать много информации и запоминать ее. Хотя все большую популярность в России обретает концепция “непрерывного обучения”, не все взрослые люди продолжают учиться, а многие годами НЕ берут в руки книги. Потому, внедряя обучение в компании, помните это и не требуйте много и сразу. За несколько месяцев, сотрудники восстановят способности к обучению, шестеренки вновь закрутятся и вы начнете видеть эффект.
- Детям важно сдать экзамен, хорошие ОЦЕНКИ их мотивируют. Взрослому важно видеть результаты, видеть свои изменения после обучения, желательно В ДЕНЬГАХ. Причем, чем быстрее, тем лучше. Сотрудники должны узнать что-то новое и сделать это уже на первом занятии - это и будет лучшей мотивацией для них. А экзамены и аттестации сотрудников нужны больше для руководителей, чем для самих сотрудников.
ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ
- Обучение должно строиться ОТ проблем. Значит, что перед любым обучением сотрудник должен понимать какую проблему он решает, должен осознавать цель и заранее планировать полученный результат. Например, если вы заказываете у меня 3х дневный тренинг по деловым коммуникациям, то вы заранее с сотрудниками проговариваете его цель. Какая может быть цель? В зависимости от вашей стратегии: поднять продажи на 15%, уменьшить текучку кадров, повысить средний чек, увеличить конверсию сделок и т. п. Цель известна бизнес-тренеру и красной нитью проходит по всему тренингу.
- Нужно время на осознание и анализ. Взрослые люди имеют свой жизненный опыт, позитивный и негативный. Новая информация из курса или лекции может “воевать” со старыми данными в разуме у сотрудника. Для осознания нового, для создания новых привычек и навыков нужно время. Например, если руководитель раньше никогда не хвалил своих подчиненных, то представьте, сколько усилий ему придется приложить, чтобы изменить свое поведение. Причем, чем больше всего приходится менять в поведении или мировоззрении, тем больше времени необходимо. Есть специальные техники, которые я применяю на своих программах, чтобы помочь сотруднику.
- Нужны измеримые результаты. Если исключить случай, когда специалист обучается исключительно для получения сертификата, то неосознанно он будет оценивать пройденное обучение по изменениям в его работе. Иногда после обучения сотрудники не видят изменений, хотя они есть. Справиться можно двумя путями: 1. Получить обратную связь от коллег или руководителей, 2. Сравнить бизнес-метрики до и после обучения, например доход или количество нанятого персонала.
КАК ПРИМЕНИТЬ АНДРАГОГИКУ В ОТДЕЛЕ ОБУЧЕНИЯ В КОМПАНИИ
Для чего я писала все то, что выше. Чтобы вы могли правильно выстраивать обучение в своих компаниях! Сотрудники хотят учиться, поверьте, но только в том случае, если их желание не задавить, а поддержать правильными научными подходами.
Попробуйте сделать следующее: найдите у сотрудника вопрос, на который он не знает ответа, или задачу, которую он не знает как выполнить. Посоветуйте ему курс, видео или книгу, в которой есть ответ на эту сложность. Т. е. НЕ советуйте просто классную книгу, а посоветуйте книгу, с помощью которой он ИЗБАВИТСЯ от беспокойства или станет выполнять свою работу ЛУЧШЕ. И вы увидите результат.
*Андрагогика - гр. ἀνήρ anér — взрослый человек, мужчина; ἄγειν ágein — вести
*Педагогика – др.-греч. παιδαγωγική «искусство воспитания» от παῖς «ребёнок» → παιδος «подросток» + ἄγω «веду»